Структура тренинга: предмет, цель, методы и задачи. Бизнес-тренинги

Опубликовано: 23.10.2017


Сложно поверить, но история проведения тренингов в России насчитывает более 100 лет! Основоположником можно смело назвать Константина Сергеевича Станиславского. Он разработал уникальную систему для актёров, состоящую из трёхсот упражнений, которые, кстати, и сегодня применяются для развития эмоциональной гибкости. Пик популярности тренингов пришёлся на 70-80-е годы прошлого столетия. В начале девяностых людям было просто не до психологических и эзотерических занятий. А вот в конце к ним возник небывалый интерес: с их помощью можно было найти выход из сложных ситуаций, обрести новую систему ценностей, повысить возможности разума и тела.

Мы решили проанализировать те сложности, с которыми придётся столкнуться во время проведения тренингов, и подготовили своеобразную «инструкцию», рассказывающую о структуре тренинга, предмете, цели, методах и задачах! Надеемся, что эта статья будет полезной не только начинающим коучам, но и тем, кто не первый год проводит такого рода занятия!

Идея обучения

Как только у вас появилось желание стать коучем и проводить интересные тренинги, подумайте, кому (разумеется, кроме вас) это будет интересно. Нужно составить список потенциальных участников и провести среди них опрос. Если каждому второму проведение мероприятия покажется неплохой идеей – смело составляйте структуру тренинга!

Здесь важно ответить себе на следующие вопросы:

Каковы цели тренинга и его задачи? На какую аудиторию он рассчитан? Чем этот тренинг отличается от тренингов конкурентов? Соответствуют ли подобранные упражнения информационным блокам? Насколько тренинг рентабелен?

Социально-психологические механизмы общения


Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей сайт. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)



Ты чего током бьешься? Психологические причины наэлектризованности



Эта особенность человека зависит от его характера.

У вас бывало такое, что вы становились "токонебезопасными" - при прикосновениях к другим на кончиках пальцев возникал электрический разряд? Или при прикосновении к металлу? Интересно, почему такое происходит? Вредна ли такая чрезмерная наэлектризованность и чем?

- Дело в том, что на одежде накапливается статическое электричество, - объясняет Борис Скачко, врач-натуропат. - Синтетические ткани, электромагнитные поля, статический электроток на бытовых приборах - все это приводит к тому, что человек накапливает определенный заряд. Если он касается другого человека, "не заряженного", возникает электрическая искра. Также наэлектризованному человеку непросто открыть дверь или помыть руки - возникает разряд, причем этот процесс может быть весьма болезненным. А сейчас, зимой, мы носим много различной одежды. При движении шерсть трется о синтетику, вследствие чего возникает ток. Тело человека является хорошим проводником - ток конденсируется, собирается, и в один прекрасный момент происходит разрядка. Это может быть, кстати, не только при прикосновении руками к кому-то или чему-то, но даже при поцелуе, прикосновении носами.

- Но есть люди, которые часто бьются током, а есть такие, которые почти никогда. От чего это зависит?

- Надо учитывать, что каждый человек имеет разное сопротивление и электроемкость. Кроме того, организм сам вырабатывает электроэнергию, ведь все жизненные процессы основаны на разности электрических потенциалов на мембранах клеток. Благодаря электротоку передаются и нервные импульсы. Когда электропотенциал клетки равен нулю, это означает смерть. Кроме того, в клетках есть свои мини-генераторы, которые вырабатывают энергию, - митохондрии. То есть, наш организм - это своеобразная мини-электростанция, а в замкнутой системе неиспользованная энергия накапливается в виде статического электричества. Есть даже теория, что способность производить больше или меньше электроэнергии зависит от характера и темперамента человека. Чем он живее, энергичнее, активнее, тем больше тока производит. Скажем, наиболее наэлектризованными из четырех типов темперамента является холерики. Также описаны случаи, когда люди, которые занимались духовными практиками, самовозгорались от собственного электричества.



Тренинг на сплочение коллектива: цели, задачи, виды, примеры упражнений


Сплочённая команда единомышленников – главная мечта каждого начальника или школьного учителя. В дружном коллективе легче работать и учиться, да и результаты деятельности, по данным психологов, более высокие.

Чтобы сплотить команду, необходимо создать благоприятный климат, способствующий самовыражению каждого участника. Создать психологически комфортную обстановку на рабочем месте или в школе (институте) поможет тренинг на сплочение коллектива.

Цели и виды тренинга

Существует огромное количество психологических упражнений, которые направлены на формирование дружной команды единомышленников. Различаются они методиками и формами проведения.

При грамотной работе психолога позитивные изменения наблюдаются уже через 5-6 занятий, проведённых без перерывов. Короткий тренировочный курс поможет решить конкретную проблему или просто поддержит нормальный психологический климат в команде.

Тренинг на сплочение рабочего коллектива бывает нескольких форм и разновидностей:

Специальные игровые занятия, помогающие членам группы познакомиться, сдружиться, понять собственную ценность. Игры обучают взаимодействовать с другими людьми, принимать выверенные совместные решения. Чтобы провести такие игры, предварительной подготовки, как правило, не требуется. Спортивные конкурсы, на которых отрабатываются умение взаимодействовать в команде. Соревнования помогают научить переживанию за членов своей группы. Для проведения спортивного конкурса потребуется специальное место (или помещение) и определённые принадлежности (мячи, клюшки и т.д.). Тимбилдинг – проведение мероприятий, подразумевающих выезд на природу и проход особых преград и препятствий. К примеру, совместное собрание у реки или озера, поход, преодоление верёвочных городков. Подобные тренинги требуют тщательнейшей подготовки. Сотворчество – мероприятия, которые подразумевают совместное участие в каком-либо творческом конкурсе. Это может быть песенное соревнование, фотографическая сессия, придумывание эмблемы для своей компании, написание сценария.

Психологи утверждают, что наиболее действенной формой сплачивающего тренинга является тимбилдинг. Большим плюсом подобных мероприятий становится неформальная обстановка, помогающая раскрепощению участников. Часто таким видом занятий пользуются учителя при работе с классом.

Основная цель тренингов на сплочение коллективов – создание доверительных взаимоотношений между членами команды. Поэтому не следует воспринимать эти занятия в качестве простого и необременительного приятного времяпрепровождения.



Хухлаева О.В.. Книги онлайн


Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Сфера занятий: психологическое сопровождение детей и подростков в системе образования, психологическое консультирование людей разных возрастов.

Сфера интересов: современные методы психологической помощи людям и их практическое применение для различных социальных групп; развитие человека на разных возрастных этапах; этнопедагогика, этнокультурное и поликультурное образование.

Ольга Владимировна Хухлаева — автор многих книг по детской психологии. Очень популярной является серия «Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у детей». Эти книги — обобщение практической работы Хухлаевой по психологическому сопровождению детей и подростков в системе образования.

Хухлаева О.В. на видео

Книги (11)

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников

В учебном пособии раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющими отклонения в психологическом здоровье.

При этом дается определение понятия «психологическое здоровье», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции.



Детское развитие в целом и ранее развитие в частности


Ни для кого не секрет, что сегодняшнее стремительное развитие мира, информационных технологий, увеличение темпа жизни требует от человека огромного напряжения его сил и энергии. Люди максимально активизируют свои умственные и физические способности для достижения высоких результатов, желая выдержать конкуренцию. И в этот стремительный поток жизни попадают не только взрослые, но и дети. Сегодня мы все чаще обсуждаем  раннее развитие ребенка, его творческих способностей и талантов, связываем это с развитием физическим и, бросаясь от одной новомодной методике к другой, пытаемся сделать из него как минимум Энштейна.

Эффективно ли развитие ребенка в столь раннем возрасте?

А нужно ли?

Насколько развитие ребенка с самого рождения будет полезно для него?

Не навредит ли раннее развитие в детстве последующей взрослой жизни?

Попробуем для начала обратиться к истории вопроса.

Наша наука и культура изобилует примерами личностей с яркими талантами и небывалыми возможностями. При этом, знакомясь с биографиями таких людей, мы замечаем, что в ранние периоды развития ребенка происходило опережение сверстников в изучении математики, музыки,  иностранных языков и т.д. Подобные факты стимулируют нас требовать и от своих детей таких же результатов, поскольку каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вырос гением. Однако давайте не будем повторять феномен Моцарта. Вспомним, что происходило в Европе после появления на сцене маленького гения-музыканта. Родители бросились обучать детей музыке чуть ли не с пеленок, надеясь развить эти способности до небывалых высот. Дети показывали неплохие результаты, но очень быстро исчезали из поля зрения, поскольку во взрослой жизни эти задатки сходили на нет. Дублировать Моцарта с помощью раннего развития не удалось никому. Почему же? Наш сайт поможет вам разобраться в этом и понять особенности развития детей.

Как раннее развитие влияет на дальнейшее будущее ребенка?



Витамины для спортсменов


Витамины необходимы организму для поддержания естественных физиологических процессов и нормального обмена веществ. Потребность в витаминах обусловлена образом жизни и испытываемыми человеком физическими нагрузками. Спортсменам они требуются в большей концентрации, нежели тем, кто не ведет активного спортивного образа жизни.

Занимающимся спортом людям требуется богатый, полноценный, насыщенный рацион. В силу определенных обстоятельств атлеты не всегда в состоянии четко следить за калорийностью и составом входящих в меню продуктов. Кроме того, содержащихся в пище минеральных веществ и витаминов не всегда бывает достаточно.

Восполнить дефицит помогают различные комплексы, выпускаемые современными фармацевтическими компаниями. Они разработаны специально для спортсменов и призваны не только избежать недостатка важнейших для организма веществ, но и предотвращают авитаминоз, исключая возможные проблемы со здоровьем, а также риски замедления процесса наращивания мышечной массы.

Важность витаминов для спортивных тренировок

Нехватка любого витамина, как известно каждому еще со школьной скамьи, влечет за собой нарушение нормального функционирования систем и органов, становится предпосылкой для возникновения и дальнейшего развития патологических состояний и заболеваний. И если точно знать, какие именно витамины являются наиболее важными и задействованными в спортивном тренинге для тех или иных целей, это позволит достичь поставленных задач гораздо проще.



Методы психологического тренинга.


В настоящее время психологические тренинги прочно вошли в нашу жизнь. Кроме этого само слово «тренинг» стало очень популярным. Однако зачастую этим понятием обозначают различные мероприятия, которые по своему содержанию к тренингам никакого отношения не имеют.

Поэтому, прежде чем составлять тренинг, необходимо понять суть этого понятия и выяснить методы, с помощью которых это мероприятие реализуется.

Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. В процессе тренинга участники обучаются новым навыкам, осваивают и осознают свои психологические ресурсы. Главная особенность тренинга заключается в том, что обучающиеся занимают активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, прочувствования.

Тренер может занимать как активную позицию, когда он вместе с участниками включается в моделирование различных ситуаций, так и наблюдательную. Но в любом случае функция тренера – вести группу, оказывать поддержку ее членам, следить за регламентом и групповой динамикой. Если появляется необходимость, то ведущий тренинга должен уметь незаметно и целенаправленно изменить ход игры или упражнения, чтобы добиться от участников эффективности в достижении целей тренинга.

Обычно к основным методам тренинга относят групповую дискуссию, игровые методы, то есть ролевую и деловую игру, и психогимнастику.

Но есть и другая классификация тренинговых методов, в основе которой лежит «событийный подход» (Ю.М. Жуков, И.В.Вачков). События, происходящие на тренинге, можно типологизировать разными способами. Доктор психологических наук И.В.Вачков предлагает использовать критерии времени и пространства, которые указывают на то, когда и где реализуется активность участников.